Приветствую Вас Гость!
Пятница, 13 Июня 2025, 16:07
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Статьи и очерки

Карты и фотографии

Карты по истории края [29]
Памятники археологии [20]
Фото археологических находок сделанных Кавказской археологической экспедицией в курганах в окрестностях Чернышева в 1984-1988 годах.
Природа [0]
Знакомьтесь - наш хутор [80]
История хутора в фотографиях [0]
Копии архивных документов по павшим в 1941-45 гг. [23]
Донесения, сводки, похоронки, справки
Пасха Христова 2012 год [9]
Пасхальное богослужение 15..04.2012 г.
65-летие Великой Победы [30]
9 мая 2010 года.
Перезахоронение останков Неизвестного солдата [30]
8 мая 2012 г.
Эхо войны [11]
Раскопки на месте гибели красноармейца в урочище Переправа 2-3 октября 2011 года
Открытие памятного знака Неизвестному солдату 8.05.2013 [35]
70-летие Великой Победы [40]
Акция "Бессмертный полк" 9.05.2015 г.

Друзья сайта

Кнопка сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 110

Форма входа

Статистика сайта

Поиск

Календарь

Праздники России

Статьи и очерки

Главная » Статьи » История хутора » История хутора

СПЯТ СЕДЫЕ КУРГАНЫ


  

На Северо-Западном Кавказе человек появился более 300 тысяч лет тому назад. Передвигаясь с юга, человеческие группы заселили Закавказье и постепенно расселились по всему Кавказу. Многочисленные стоянки человека древнекаменного века обнаружены по Черноморскому побережью и по северному склону Кавказского хребта в пределах Краснодарского края. Первые люди, поселившиеся здесь, занимались охотой, преимущественно на крупных животных, и собирательством, VII-V тысяч лет назад на территории Кавказа люди научились обрабатывать медь, а затем и бронзу. С этого времени появляется обычай насыпать курганы над могилами умерших. Названия племен, живших в то время на Северо-Западном Кавказе, неизвестны. Условно в археологии их называют по форме погребального сооружения или по географическому признаку. Так, на арене истории появились ямники, катакомбники, срубники, племена майкопской и северокавказской культур. Это были скотоводческие племена, у которых земледелие играло подсобную роль. В горных районах Северо-Западного Кавказа и по Черноморскому побережью сложилась дольменная культура, получившая свое название от своеобразных погребальных памятников в виде наземных склепов, сооруженных из огромных каменных плит, а иногда высеченных в целой глыбе, известных в литературе под названием дольменов. Дольмены Северо-Западного Кавказа датируются с середины III тысячелетия до последней четверти II тысячелетия до н.э. В Закубанье в III тысячелетии до н.э. складывается майкопская культура, которая постепенно распространяется на восток вплоть до Дагестана, а на запад до Таманского полуострова включительно, частично охватывая и Черноморское побережье (район Новороссийска). Важнейшим достижением майкопских племен были цветная металлургия и металлообработка, которые очень интенсивно развиваются на позднем этапе майкопской культуры. В это время применялся гончарный круг для изготовления керамики. Появление ручного гончарного круга на Северном Кавказе в столь раннее время связывают с переднеазиатским, и в частности месопотамским, влиянием. Для майкопской культуры повсеместно характерен курганный обряд погребения. Появляются богатые захоронения родовой знати с большим количеством золотых и серебряных вещей. Среди них выделяется знаменитый Майкопский курган, который и дал название всей культуре. В эпоху развитой бронзы, во II тысячелетии до н.э., в Закубанье складывается северокавказская культура, частично распространяясь и на правобережную степную часть Прикубанья. Представлена она в основном курганами. Уже в первой половине II тысячелетия до н.э. в кубанские степи продвигаются племена катакомбной культурно-исторической общности, которые вступают в тесные контакты с северокавказскими племенами, постепенно вытесняя их в Закубанье. Пришельцы хоронили своих покойников в подкурганных камерных гробницах, которые получили в литературе название катакомб. К концу II тысячелетия до н.э. относятся погребения срубной культуры в насыпях курганов более раннего времени, которые выявлены в последние годы в степной полосе правобережья Кубани.

 В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.

Железо на Северо-Западном Кавказе появляется с VIII в. до н.э. Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития - к плужному земледелию.

Основным населением Северо-Западного Кавказа в I тысячелетии до н.э. и в первые века н.э. являлись меоты и родственные им горские племена Черноморского побережья - синды, затем дандарии, тореаты, агры и аррехи, а также тарпеты, обидиакены, досхи и многие другие.  На север от меотов жили племена сарматов. Они занимали пространства между Доном и Волгой и далее до приуральских степей.

В то время, когда Прикубанье и Восточное Приазовье были заселены меотами, на Таманском полуострове, где жили синды, возникли древнегреческие колонии (2500 лет тому назад). В начале V в. до н.э. (в 480 г.) они объединились и образовали Боспорское царство. Столицей его стал город Пантикапей на месте нынешнего города Керчи.   История Боспорского государства теснейшим образом переплетается с историей местных племен Прикубанья и Приазовья.

На Кубань со II в. до н.э. начинает проникать одно из сарматских племен - сираки, как сообщает Страбон, «спускающиеся к югу до Кавказских гор». Сарматские племена аорсов, сираков, языгов, роксолан, алан - это лишь наиболее крупные ираноязычные племена или политические союзы племен.Меотское земледельческое население на правобережье реки Кубани продолжает жить до конца III в. н.э., правда, к этому времени оно сильно сокращается. Причиной, приведшей к постепенному вытеснению с правобережья реки Кубани оседлого населения, явилось появление в степной полосе новых воинственных кочевников в лице аланов. Аланы принадлежали к группе ираноязычных сарматских племен. В письменных источниках имя аланов впервые появляется около середины I в. н.э.  Они устанавливают тесные взаимоотношения с Боспорским государством во II в. н.э., и там вводится специальная должность «главного аланского переводчика».  На грани II и III вв. н.э. аланы объединили в степях Подонья и Северного Кавказа сарматские племена в обширный алано-сарматский союз племен.

Но и алано-сарматский союз племен просуществовал недолго - в 375 г. н.э. он был разгромлен новыми кочевниками, пришедшими из Азии, - гуннами. Южная волна гуннов прокатилась через кубанские степи к Тамани, сметая все на своем пути. С этого времени степная часть правобережья Кубани стала уделом кочевников.

В Закубанье меоты вместе с родственными им племенами зихского племенного союза Черноморского побережья заложили основы формирования будущей адыгейской народности, которая сложилась в эпоху средневековья. Меоты в основном вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, торговали с античными городами, широко были развиты ремесла.

В IV в. н.э. поду ударами гуннов и других варварских племен, Боспорское государство распалось и прекратило свое существование, хотя города государства не погибли, жизнь в них продолжалась и в последующие столетия.

Полукочевая империя гуннов пала под ударами римлян и германцев, пришло время новых завоевателей - болгар. В VII в. болгарские племена Восточного Приазовья и Правобережья Кубани объединились и создали Великую Болгарию, центром её стала полузаброшенная Фанагория. В средние века, вплоть до монгольского нашествия, эти земли осваивают касоги — один из западноадыгских племенных союзов 9 — 14 веков. В 965 г. русская дружина во главе с князем Святославом, разгромила Хазарский каганат, прошла правобережными землями Кубани, подчинила Киевскому государству местные племена, овладела хазарской Таматархой - центром Таманских земель. Здесь, на берегу Русского (Черного) и Сурожского (Азовского) морей, формируется самое отдаленное от Киева русское Тмутараканское княжество, первое упоминание о котором относится к 988 году. Последний раз Тмутаракань упоминается в русских летописях 1094 г. В середине XII в. город перешел под влияние Византии, которая вернула Тмутаракани её прежнее название Таматарха (или сокращенно Матарха).

Началу исследованию памятников археологии на территории поселения на рубеже 19-20 веков положил известный русский историк и археолог Н. И. Веселовский, производивший раскопки курганов в районе а.Уляп и  х. Чернышев. Ученый родился в Москве 12 ноября 1848 года, учился в Вологодской гимназии, которую окончил в 1867 году. Спустя два года он - студент Петербургского университета, факультета восточных языков, и специализируется «по арабско-турецкому разряду». Уже его первая, студенческая работа «О податях и повинностях, налагавшихся монголами на побежденные народы» обратила на себя внимание профессуры и была удостоена золотой медали. По окончании полного курса молодой востоковед, за выдающиеся успехи оставленный и университете, подготовил диссертацию на степень магистра. В эти годы он написал несколько исторических работ, которые публиковал в газетах, журналах и научных сборниках. В 1885 году Веселовский был командирован в Среднюю Азию (Туркестанский край) с целью археологических исследований. Археологические поиски чрезвычайно увлекли Веселовского. И им он посвятил всю дальнейшую свою жизнь. «Энергия этого человека, - пишет современный автор, - была поистине неиссякаемой. Он провел без перерыва 29 полевых кампаний...»


5 июля 1895 года газета «Кубанские областные ведомости» дала информацию о том, что Московское археологическое общество заинтересовалось курганами Кубанской области и для их раскопок командировало профессора Петербургского университета Николая Ивановича Веселовского. Это было первое упоминание о начале работ на Кубани известного археолога Николая Ивановича Веселовского.

Сразу по приезду на Кубань в 1895 году Н. И. Веселовский 18 июля посетил Екатеринодар, осмотрел достопримечательности и древности музея, созданного по инициативе историка Е. Д. Фелицына при Кубанском областном статистическом комитете еще в 1879 году. Ученый произвел фотоснимки с некоторых редких исторических предметов. И затем отбыл к месту раскопок в юрт станицы Варениковской. В июле-августе следующего года археолог изучал захоронения в районе станицы Белореченской, а в 1897 году вел раскопки между станицами Ярославской и Костромской и одновременно в г. Майкопе. 

В 1898 году Николай Иванович исследовал один из десяти Ульских курганов (в нынешнем ауле Уляп) с богатым погребением вождя племени. Могила была ограблена еще в древности.

Летние раскопки 1899 года в Закубанье ( в том числе и в районе нынешнего хутора Чернышев) и сделанные там находки сходны с некоторыми предыдущими и относятся ко II-III векам нашей эры.

Большинство предметов, по мнению профессора, изготовлены греческими и римскими мастерами, но попадались и местные изделия. «Найденное золото туземного изделия, - компетентно заключил археолог, - не уступает греческому». Тогда же были обнаружены и другие интересные предметы погребальной обстановки, в частности, в станице Воздвиженской. В 1908-1909 годах профессор продолжал работу в ауле Ульском и других населенных пунктах Кубанской области. 

В эти годы нередко древние захоронения раскапывались грабителями с целью найти золото. Все это доставляло немало беспокойства Н. И. Веселовскому. В результате тревожных сигналов и обоснованных жалоб мести власти вынуждены были издать приказ за № 470 от 20 ноября 1912 года, где предусматривалось строго наказать лиц, «не радеющих о пользе государственной, не позволяющих у себя на Родине расхищать древность отечественной старины...».  

За двадцатидвухлетний период работы в Прикубанье Н. И. Веселовский открыл ряд выдающихся по своему познавательному значению и богатству погребальных памятников. Среди них, безусловно, особое место занимает Майкопский курган. Затем курганы близ станицы Новосвободной, Ульские, Костромские и многие другие, имеющие первостепенное значение. Закончив очередной рабочий сезон на Кубани, Николай Иванович Веселовский возвратился в революционный Петроград. Исследователь, несмотря на преклонные годы и усталость, досконально изучал полевые дневники, подводил итоги своим поискам и находкам. Но подкравшаяся болезнь оборвала его мечты и надежды: неутомимый открыватель древних тайн кавказской земли 30 марта 1918 года умер. 

Следующий этап исследований памятников археологии в окрестностях хутора приходится уже на конец 20 века.

В 1981 году при вновь созданном Отделе материальной культуры и древнего искусства была образована Кавказская археологическая экспедиция.В 1982—1991 гг. Кавказская экспедиция являлась крупнейшей археологической экспедицией в системе Министерства культуры СССР. Основной упор в исследованиях был сделан на Закубанье, на территории Адыгейской АО (ныне Республика Адыгея). Охранно-спасательные работы велись в Красногвардейском, Шовгеновском, Теучежском и Майкопских районах области. Погребения майкопской культуры исследовались экспедицией в курганах у аула Уляп Красногвардейского района, хуторов Чернышев, Дукмасов в (раскопки А. М. Лескова, К. А. Днепровского, Т. А. Габуева. В большой части курганов были  встречены впускные северокавказские и катакомбные погребения. В 1987—1988 гг. у х. Чернышев исследовалось Серегинское поселение эпохи ранней бронзы (раскопки К. А. Днепровского). К следующему периоду меотской культуры относится Серегинский грунтовый могильник около х. Чернышев, где 1984—1987 гг. было вскрыто более 200 погребений (раскопки Е. А. Бегловой, В. Л. Лапушняна, В. Г. Самойленко, В. Р. Эрлиха). К сарматскому периоду (первые века н. э.) относится Чернышевский  грунтовый могильник (раскопки Т. А. Габуева). Бронзовое зеркало меото-сарматского периода (I - II вв. н.э.) было обнаружено в кургане близ хутора Чернышева (Лесков, Лапушнян 1987). Эти изделия отличаются небольшим диаметром (3,5—5 см), и они получены литьем в каменную или глиняную форму. Их зеркальная поверхность обычно хорошо отполирована, а противоположная сторона украшена специфическим орнаментом, связанным с культом Солнца, и часто выполнена очень небрежно, что отличает подобные находки от высокохудожественных китайских зеркал. С I в. до н.э. в значительном количестве появляются мечи и кинжалы сарматского типа - с кольцевым навершием и прямым перекрестьем. Подавляющее большинство их происходит из сарматских  памятников ( Чернышевский могильник). С I в. до н.э. появляются мечи без металлического навершия, с металлическим перекрестьем. Они встречаются в могильниках местного оседлого населения и в сарматских памятниках.

В окрестностях хутора Чернышев расположено 19 курганных групп и могильников различного периода, 4 древних поселения различных эпох, в основном бронзового века. 

Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 23.10.1995 г. №353, в районе хутора учтены следующие памятники истории и культуры:

Курганная группа «Чернышев -1» (7 насыпей) IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э. В 0,6 км к западу от х . Чернышев

Курганная группа «Чернышев -2» (3 насыпи) IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э.В 1,3 км к западу от х . Чернышев

Курганная группа «Чернышев -3» (3 насыпи) IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э. В 1,5 км к западу от  х . Чернышев

Курганная группа «Чернышев -4» (3 насыпи) IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э.В 0,72 км к юго-западу от х . Чернышев

Курганная группа «Чернышев -5» (3 насыпи) IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э.В 0,9 км к юго-западу от х . Чернышев

Курганный могильник «Чернышев -6» IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э.В 0,6 км к юго-западу от х . Чернышев

Курганная группа «Чернышев -7» (3 насыпи)IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э.В 0,24 км к западу от х . Чернышев

Курганная группа «Чернышев -8» (3 насыпи)IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э.В 0,24 км к западу от х . Чернышев

Курганная группа «Чернышев -9» (5 насыпей)IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э.На юго-западной окраине от х. Чернышев

Курганная группа «Чернышев -10» (3 насыпи)IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э.В 0,1 км к югу от х . Чернышев

Курганная группа «Чернышев -11» (4 насыпи)IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э.В 0,3 км к востоку от х . Чернышев

Курганная группа «Чернышев -12» (7 насыпей)IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э.В 0,4 км к востоку от х . Чернышев

Курганная группа «Чернышев -13» (2 насыпи)IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э.В 0,5 км к северо-востоку от х . Чернышев

Курганный могильник «Чернышев -14» IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э.В 1,5 км к северо-востоку от х . Чернышев

Курганная группа «Чернышев -15» (5 насыпей)IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э.В 1,1 км к северо-востоку от х . Чернышев

Курганная группа «Чернышев -16» (2 насыпи)IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э.В 0,5 км к востоку-юго-востоку от х. Чернышев

Курганная группа «Чернышев -17» (4 насып)IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э.В 0,25 км к юго-востоку от х. Чернышев

Курганная группа «Чернышев -18» (3 насыпи)IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э.В 0,75 км к югу от х. Чернышев

Курганная группа «Чернышев -19» (2 насыпи) IIIтыс. до н.э.  XV в. н.э. к югу от х. Чернышев

Грунтовый могильник «Чернышев -1» I-II вв.н.э.  В 0,5 км к востоку-юго-востоку от х. Чернышев

Поселение «Чернышев – 1» IIIтыс. до н.э.  В 0,75 км к западу от х. Чернышев

Поселение «Чернышев – 2» IIIтыс. до н.э.  В 0,6 км к северу от х. Чернышев

Грунтовый могильник «Ульский -1» III вв.н.э.  В 0,5 км к западу-северо-западу от п. Ульский

Поселение «Серегинское» IIтыс. до н.э. В 0,7 км  к западу-северо-западу от п. Ульский. (см.схему в фотоальбоме "Карты")

В настоящее время существует проблема учёта объектов культурного наследия на территориях. До сих пор не создан кадастр таких объектов, и информация о количестве, наименовании и состоянии памятников истории и культуры различается в документах муниципального, республиканского и федерального уровней. Необходимо постоянное отслеживание изменения информации об объектах культурного наследия с обязательной координацией между органами всех уровней власти, ответственными за их охрану. Среди них курганные могильники, отдельные погребения, поселения.


Категория: История хутора | Добавил: Vodanaleks (09 Января 2012)
Просмотров: 3075 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar